Логопедическое домашнее задание

 Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

           Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

          Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи.

Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

       Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материал на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

         Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

  1. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 – 3 раза в день.

Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

  1. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.
  2. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить  у логопеда.
  3. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  4. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.  Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации   (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
  5. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
  6. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым   карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).

 Что может входить в задания логопеда:

 Задание на развитие артикуляционной моторики;

— Задание на развитие мелкой моторики;

— Задание на развитие направленной воздушной струи;

— Задание на автоматизацию поставленного звука;

— Лексико-грамматические игры и упражнения;

— Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

  1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его  дальнюю перспективу.
  3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  6. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
  8. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок   испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений

в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.